С 3 по 12 января 2016 года Мемориал Валентина Гранаткина прошел уже в 28-ый раз. Это ежегодный январский турнир юношеских национальных команд по футболу (сборные до 18 лет) памяти Валентина Гранаткина — известного советского футболиста и функционера, бывшего в 1946–1950 годах вице-президентом и в 1955–1979 первым вице-президентом ФИФА. Организаторами турнира выступают Российский Футбольный Союз и Минспорта России. И, стоит отметить, делают свое дело профессионально. Подробности о самом турнире и его истории вы можете посмотреть в Википедии и на официальном сайте.

Нет ничего удивительного, что все рабочие процессы у бессменного в последние годы оператора этого международного спортивного мероприятия — компании “Открытый Мир” — отлажены и выверены. И сам турнир, как и всегда, прошел на высшем уровне.

Однако то, что было привычным еще несколько лет назад, сегодня требует изменений. Постоянно совершенствуются онлайн-технологии, изменяется модель потребления спортивного контента, люди ходят в интернет через мобильные устройства уже больше, чем через компьютеры, и привыкли получать информацию мгновенно. Если говорить об организации футбольных соревнований, изменения касаются обеспечения и подачи спортивной информации, личной и командной статистики, оперативного и качественного освещения мероприятия.

Реализация этих задач, с точки зрения технологий, была поручена нашей компании, Sportand.me*

Если кратко, то мы делали следующее: полное контент-сопровождение сайта турнира http://granatkin.com, ведение статистики соревнований (протоколы матчей, персональная и командная статистика, автоматизированные календари и турнирные таблицы) с помощью функционала нашей спортивной платформы Sportspring.ru, разработка, поддержка и контент сопровождение мобильного приложения (2 платформы) турнира на английском языке.

То, что было привычным еще несколько лет назад, сегодня требует изменений. Постоянно совершенствуются онлайн-технологии, изменяется модель потребления спортивного контента, люди ходят в интернет через мобильные устройства уже больше, чем через компьютеры, и привыкли получать информацию мгновенно.

Другими словами, если спортивный болельщик, посетитель турнира или представитель СМИ хотел получить подробную и оперативную информацию о том, как был сыгран матч, кто лучший бомбардир турнира на текущий момент, какое место та или иная сборная занимает в турнирной таблице, какова причина нереализованного пенальти в том или ином матче — то он, этот болельщик, сталкивался с результатом нашей совместной с организаторами работы, изучая интересующие его спортивные данные на сайте или в мобильном приложении турнира.

Если вы спортивный организатор, представитель федерации или наоборот, ИТ-специалист, разработчик, начинающий предприниматель и вам интересно, как строится реальная совместная работа ИТ-компании с организаторами футбольных турниров, то нижеследующий текст — для вас.

На финальных играх было достаточно много зрителей, несмотря на 25 градусов мороза на улице

Решение о сотрудничестве было принято примерно за 4 недели до начала соревнований, это очень короткий срок для подготовки и разработки необходимого функционала. В общем над проектом на том или ином его отрезке работало с нашей стороны до 6 специалистов. В активной стадии было задействовано не более трех — руководитель, контент-менеджер, разработчик.

В-первую очередь, пришлось погружаться в дремучий мир устаревшей версии CMS Joomla и ее полуживых компонентов. В преддверии турнира мы были должны размещать новостной контент и вносить коррективы в работу функциональных модулей сайта, контентных страниц. В силу того, что CMS не обновлялась как минимум года три (а возможностей для оперативного и кардинального изменения этого вопроса у нас не было), то пару дней нам пришлось потратить на то, чтобы детально разобраться в функционале, особенностях, настройках и “недокументированных возможностях” уже сделанного сайта.

Параллельно с этим была запущена работа по созданию и оформлению предстоящего турнира “Мемориал Валентина Гранаткина” в нашей платформе спортивных соревнований Sportspring.ru: был создан и оформлен сам турнир, команды, группы и расписание. Так как турнир — профессиональный, международный и данные на сайте должны быть представлены на двух языках (русский и английский), то нам пришлось дорабатывать функционал виджетов исходя из этих реалий.

Виджеты это настраиваемые, автоматически обновляемые спортивно-статистические данные турнира из онлайн платформы, которые интегрируются на любой сайт организатора с помощью однократной вставки короткого кода.

Виджеты это настраиваемые, автоматически обновляемые спортивно-статистические данные турнира с нашей платформы, которые интегрируются на сайт организатора с помощью вставки кода. В течение 5 дней мы доработали функционал виджетов таким образом, что спортивные данные могли транслироваться на двух языках, отображалась информация по заменам в составах команд во время матча и принадлежность игрока сборной к конкретному клубу.

Отдельная большая работа — это разработка мобильного приложения турнира на 2 платформы. Забегая вперед, заметим, что, несмотря на цейтнот, приложение под Android было опубликовано в Google Play и анонсировано на сайте турнира еще до начала соревнований. Этому помогло глубокое понимание футбольных процессов (не было необходимости даже писать Техническое задание!) а также имеющаяся платформа управления соревнованиями и наработки по созданию похожих мобильных приложений.

Приложение под iOS было опубликовано уже в процессе турнира, и связана эта задержка была с тем, что App Store надолго ушел на Рождественские каникулы и не спешил с публикацией. В любом случае — с момента начала работы над приложением и затянувшейся публикацией в App Store — прошло чуть больше 3 недель! Если кто-то докажет, что можно было быстрее это быстрее (без потери качества) — готовы поделиться прибылью с проекта ))

App Store надолго ушел на Рождественские каникулы и не спешил с публикацией нашего приложения

Вернемся к разработке приложения. За основу мы взяли наше существующее решение, которое используют спортивные организаторы соревнований, ведущие свои турниры на платформе Sportspring.ru. Это типовое решение пришлось очень срочно дорабатывать под нужды Мемориала Гранаткина:

1. Добавили ленту новостей турнира в мобильное приложение. Сам контент размещался в ленте новостей турнира на платформе (заголовок, иллюстрация, подробный текст) и автоматически транслировался в мобильное приложение.

2. Доработали функционал push-уведомлений по результатам изменений счета матчей.

3. Добавили экраны с составом команды и профилями игроков.

4. Перевели приложение на английский язык. Увы, ни времени, ни возможности на реализацию мультиязычного интерфейса у нас не было, поэтому было принято совместное с организатором решение о том, что приложение и контент будет исключительно на английском языке. В принципе, для международного турнира это было не самым критичным. Хотя критические замечания от русскоговорящих пользователей приложения мы также получили в последствии )

Таким образом, работа кипела по всем направлениям вплоть до самого Нового Года и даже в первых числах января. Сам турнир стартовал 3 января, и к этому моменту мы был уже во всеоружии.

В ночь со второго на третье января мы получили официальные заявки команд на турнир. Составы 14-ти сборных (игроки и тренеры) были у нас на руках (в электронном виде), и мы оперативно внесли их в нашу платформу: ФИО игрока, игровой номер, футбольный клуб, амплуа, возраст, должность тренера и представителя делегации. С помощью виджетов и API все эти данные автоматически отобразились и на сайте турнира и в мобильном приложении. Через некоторое время мы получили фотографии всех участников и также добавили их. Сама процедура актуализации/добавления данных о 14 командах-участницах и более 300 участниках не заняла у нас более 2 часов. Хорошо, когда есть готовый инструмент!

На финальном матче турнире в СКК присутствовали 5 200 зрителей, а на сайт в этот день зашло около 10 000 человек.

Третьего января в 10.00 мы разместились в отведенном нам помещении на территории спортивного комплекса, в котором проходил турнир. В первый день нас было три специалиста, в последствии — работал на месте только один. Рабочий день выглядел так:

1. За 1,5 часа до начала игрового дня создавался шаблон основного контента на сайт: новости, страницы матчей (на которых были установлены виджеты конкретного матча), видео-трансляции и прочее.

2. Примерно за час до матча судьи предстоящей игры приносили нам копии официальных протоколов турнира с отмеченными заявками команд на игру и судейским корпусом матча. Вся эта информация оперативно отмечалась в платформе, чтобы актуальные данные моментально отобразились на сайте организатора и в мобильном приложении.

3. За самой игрой можно было следить в онлайн режиме не выходя из рабочего помещения благодаря реализованной организатором видео-трансляции матча. Таким образом, итоговый счет встречи мы узнавали моментально по завершению игры и мгновенно вносили его в нашу платформу. Данные тут же изменялись на сайте и в мобильном приложении, которое в свою очередь оповещало своих пользователей push-уведомлением. В итоге, через 15 секунд по завершению матча — результат игры был известен всем желающим.

4. Примерно через 5–7 минут судьи передавали нам оригинал заполненного итогового протокола матча, в котором были отображены все события игры: голы, нарушения, замены и прочее. Вся эта информация также вносилась нами в платформу и становилась доступной посетителям сайта, пользователям приложения. Занимала эта работа от 3 до 5 минут.

Внеся детальные спортивные и статистические данные, мы формировали автоматический отчет по игре (который собирался на основе судейского протокола) и отправляли его в формате PDF в пресс-центр турнира.

5. В течение 20–40 минут по завершению матча пресс-служба предоставляла нам фотоматериалы и текстовый отчет по игре, послематчевые интервью с тренерами команд. Весь этот контент размещался нами на сайте турнира (на английском и русском языках) и в мобильном приложении. Уходило на это от 10 до 20 минут рабочего времени ( в зависимости от капризности интернета и устаревше-уставших компонентов CMS Joomla).

Подготовкой самих материалов для размещения их на сайте занимались специалисты пресс-центра Оргкомитета турнира. Хочется отметить, что работа в пресс-центре велась очень оперативно и качественно, что существенным образом облегчало нам жизнь.

По ходу турнира у организатора возникали отдельные комментарии-пожелания по некоторым элементам работы виджетов и мобильного приложения. Большая часть таких замечаний была принята в работу и оперативно реализована. К примеру, мы реализовали возможность укрупненного просмотра фотографии игрока, исправили сортировку состава команды на закладке Сборной в виджете, добавили в спортивные события матча нереализованные пенальти.

Поздно ночью хостинг провайдер отрубил сайт турнира из-за резко возросшей нагрузки.

Отдельно можно отметить внештатную ситуацию с ddos атакой на сайт турнира, которая произошла в один из дней проведения соревнований.

Поздно ночью хостинг-провайдер отрубил сайт турнира из-за резко возросшей нагрузки. В последствии оказалось, что с определенных ip-адресов было осуществлено критически много запросов, что и привело к сбою. Мы обнаружили неисправность сайта рано утром. Около трех часов у нас ушло на то, чтобы разобраться в ситуации, обозначить проблему службе поддержке провайдера и добиться ее разрешения.

Таким образом, к началу первого матча нового игрового дня проблема с работоспособностью сайта была устранена. Однако нервных окончаний было загублено не мало )

Выводы, которые мы можем сделать после окончания турнира:

  • Надо планировать использование технологических решений на спортивных событиях заранее и все проверять трижды. В ситуации когда дорога каждая минута обязательно сработает закон Мерфи — если что-то может пойти не так, это обязательно произойдет!
  • Очень важна слаженная работа организатора турнира с поставщиком технологического решения, как на общечеловеческом уровне, так и на профессиональном. Нам удалось говорить на одном языке с профессионалами от спорта, так как мы тоже считаем себя спортивной организацией, реализующей технологические решения, а не наоборот.
  • Использование готовых решений и платформ существенно снижает нагрузку на ИТ-специалистов и контент-менеджеров, дает им возможность заниматься более творческими задачами, удешевляет конечную стоимость приобретаемого продукта, дает дополнительные возможности и гибкость при эксплуатации. По нашей оценке количество времени, затрачиваемое на поддержку сайтов во время турнира, сократилось в 3 раза по сравнению с предыдущим годом, когда все задачи решались вручную.
  • Болельщики, любители футбола заметили изменения на сайте, выпуск мобильных приложений и с удовольствием пользовались новыми возможностями. Это повышало их лояльность к мероприятию и создавало возможность для организатора адресно обратиться к каждому. Когда ощущаешь, что проделанная работа не впустую, продукт используется и люди благодарны, то появляются новые силы для дальнейшего развития!

В завершение нельзя не рассказать и про сам футбол.

Турнир, на наш взгляд, прошел на очень высоком уровне. За это, конечно же, можно сказать спасибо Российскому Футбольному Союзу и Минспорта России. Очень часто у нас в стране ругают эти организации, а благодарить почему-то совсем не принято. Так вот, мы против такого подхода и считаем, что за качественную и востребованную работу можно и нужно сказать спасибо!

Участники и болельщики также остались довольны организацией мероприятия. Особенно радует нас тот факт, что в финальном матче со сборной Словении играли наши земляки, сборная Санкт-Петербурга. Пусть Петербуржцы и не выиграли, но они показали отличный футбол и старались изо всех сил. На финальном матче присутствовали 5 200 зрителей, а на сайт в этот день зашло около 10 000 человек.

На этом все.

В своей заметке мы не претендуем на уникальность и не хотим никого учить как надо делать, а просто описываем наш опыт, который достаточно позитивен. Сами всегда с удовольствием читаем истории про закулисье проектов, потому что именно это реальная жизнь, с ее сложностями, взаимоотношениями и неожиданностями.

Если у вас есть вопросы или желание посотрудничать, пишите в комментариях, на почту, звоните по телефонам, ответим всем!

И несколько слов о нашей компании, не в качестве саморекламы, а для знакомства )

*О компании Sportand.me

Компания Sportand.me с 2012 года разрабатывает продукты и предоставляет ИТ-услуги для спортивных организаций. За это время организация накопила серьёзный опыт работы с федерациями, клубами, спортивными организациями всех уровней.

Сайт компании: http://sportand.me

Целью компании является вывод организационной культуры в массовом и профессиональном спорте в России на принципиально новый уровень за счет использования современных технологий и мирового опыта.

Ключевым продуктом компании является онлайн платформа спортивных соревнований Sportspring. На данный момент поддерживаются 11 игровых видов спорта: футбол, хоккей, хоккей с мячом, баскетбол, стритбол, флорбол, гандбол, волейбол, пионербол, бейсбол (софтбол). Платформой уже пользуются около 1000 организаторов по всей России и более 200 000 спортсменов участвуют в турнирах, которые ведутся с помощью Sportspring.

С 2014 года компания запустила направление быстрой разработки мобильных приложений для спортивных организаторов и мероприятий, в том числе с возможностью оплаты за время использования (Apps as a service).

19.01.16|